навыки критического мышления

Навыки критического мышления: учимся задавать вопросы правильно

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Солнце без всяких вопросов вознеслось над землёй. А у людей этих вопросов немерено. С Вами Ирина Иваськив. Вы заметили, как часто сегодня мы постим чужие цитаты, вместо того, чтобы высказать своё личное мнение? Как расплываемся в туманных фразах, когда необходимы конкретные действия и ответственные поступки? Как сложно нам порой включать собственную «думалку», чтобы разобраться в самих себе не при помощи чьих-то афоризмов, а исходя из своих убеждений? Как мы, дипломированные интеллектуалы, с ног до головы напичканные знаниями, поступаем нелогично? Да, сегодня много чего придумано для того, чтобы люди перестали думать. Но каждая эпоха рождала Учителей, вдохновлявших людей мыслить самим. Так и возникло понятие «критическое мышление». Как развивать в себе этот дар? С чего лучше начать тренировать навыки критического мышления? Насколько это применимо к детям? Как именно способность задавать правильные вопросы формирует навыки критического мышления? Что такое «тонкие» и «толстые» вопросы? Как научиться формулировать вопросы грамотно, и где потом применить этот навык?

навыки критического мышления

Что я думаю о способности мыслить критически?

Мыслить критически – один из лучших способов проанализировать все факты и прийти к определённому умозаключению. Ставить любую информацию под сомнение – иногда единственная практическая возможность докопаться до истины. При этом, благодаря разнообразию приёмов и методов, развить навыки критического мышления может практический каждый: и взрослый, и ребёнок.

Критическое мышление – не критиканство, не судилище, не разнос в пух и прах чужой точки зрения, не разборки эрудитов, не поиски виноватых, не навязывание своего и множество других «не». Это – способность МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, до всего доходить своим умом, наблюдать, размышлять, замечать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Как Вы думаете, что будет, если вдруг исчезнут все критически мыслящие личности? На общество накатит волна застоя. И это – минимум. Мыслить, как все – это непрошибаемая броня, защищающая нас от сложных, неудобных, болезненных вопросов, кузня роботов, которые счастливо проживут… не свою жизнь.

Критическое мышление – это всегда дискомфорт. Это – всегда недоразумения, нелепые размолвки и натянутые отношения с самыми близкими. Люди, которые НЕ думают, всегда единомышленники. Но как только в недрах Вашего мозга загорается лампочка критического мышления, Вы вдруг понимаете, что в той или иной ситуации Вам невероятно сложно оставаться единомышленниками с человеком, с которым Вы, возможно, бок-о-бок трудились десятки лет.

навыки критического мышления

Зачем нужны навыки критического мышления?

Человек, имеющий навыки критического мышления, является более работоспособным. Он быстро обучается новому, без труда выделяет основной посыл из потока информации, последовательно структурирует свои мысли, легко усваивает новый материал, а, значит, может давать убедительные и аргументированные ответы. Те, кто мыслят критически, более внимательны к деталям и выполняют работу значительно аккуратнее. Итак, навыки критического мышления подразумевают способность:

  • работать самостоятельно
  • формулировать вопросы
  • формировать своё мнение
  • отстаивать своё мнение
  • выслушивать чьё-то мнение
  • анализировать чьё-то мнение
  • определять личные приоритеты
  • добывать информацию самому
  • работать с любой информацией
  • классифицировать информацию
  • учитывать свою реакцию на информацию
  • находить и обосновывать аргументы
  • делать самостоятельные выводы
  • применять эти выводы в своей жизни
  • вырабатывать навыки самообразования
  • принимать независимые взвешенные решения
  • прогнозировать риски своих решений
  • нести ответственность за свой выбор
  • развивать культуру диалога
  • работать в команде / в коллективе

Даже если какая-то ситуация не требует доказательств, всё равно время от времени полезно задать себе вопросы и поразмыслить над ней не предвзято – критически. И не важно, из какой жизненной сферы эта ситуация: отношения с мужем, воспитание ребёнка, бизнес, карьера, финансы, родители, друзья, партнёры, здоровье, досуг, мечта и прочее.

Всем известно: хочешь решить проблему, начни с того, чтобы изменить отношение к этой проблеме. Но если Вы грезите большими переменами в своей жизни, менять надо не отношение к одной маленькой проблеме (это как один стежок на картине крестиком – этого слишком мало), а всё мышление целиком. Только так мы можем выйти из-под внушения других, кто думает за нас (ведь не думать – значит, находиться в рабстве у тех, кто думает). Только так мы можем заставить свои извилины шевелиться в нашу пользу и начать думать самостоятельно – критически!

Критическое мышление через чтение и письмо

Навыки критического мышления развиваются благодаря чтению и письму. Письменные и устные материалы – это основной источник информации. Именно таким образом человек получает новые знания и формирует на их основе отклик – своё мировоззрение, свою систему ценностей и убеждений. Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.

Навыки критического мышления формируются в детстве. Дети наделены пытливым умом, и во многих из них уже в ранние годы формируется устойчивая привычка мыслить. Но вся наша система образования основана на том, чтобы… избавить детей от этой привычки. Потому что обществу выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление. Но низкий поклон тем учителям, которые, вопреки требуемым стереотипам, учат детей не готовым мыслям, а способности мыслить.

Существует разные методы и приёмы критического мышления, которые тренируют эту способность, а также упрощают и ускоряют и сам процесс обучения. Ранее мы подробно описывали некоторые из самых интересных методов:

Однако на начальных этапах формирования критического мышления у детей лучше использовать простые и понятные приёмы. Все эти приёмы основаны на умении составлять вопросы. Рассмотрим этот навык подробнее.

Учимся задавать правильные вопросы

Важно помнить, что большую роль играет не столько правильный ответ, сколько хорошо поставленный вопрос. Хороший вопрос уже имеет в себе большую часть информации для ответа. Хороший вопрос не даёт собеседнику отвертеться однозначными «да», «нет» «не знаю», но, напротив, побуждает давать развёрнутый ответ. Продуманный «правильный» вопрос:

  • даёт новую информацию и пищу для размышлений
  • уточняет, конкретизирует, углубляет заданную тему
  • показывает мнение автора, отражает его позицию
  • содержит всё для потенциально возможного ответа
  • настраивает собеседника на приемлемый стиль общения
  • предоставляет несколько альтернативных вариантов ответов
  • (что и позволяет не ограничивать свободу высказываний отвечающих)

Есть интересные упражнения, которые учат задавать правильные вопросы. Они одинаково хорошо подходят как детям, так и взрослым.

Стратегия «Вопросительные слова»

  1. предлагаем ученикам составить таблицу из 2-х колонок
  2. в 1-ю колонку вписываем 6-7 разных вопросительных слов
  3. во 2-ю колонку вписываем столько же понятий по заданной теме
  4. предлагаем ученикам составить как можно больше вопросов, сопоставляя слова из двух колонок по смыслу
  5. на выполнение задание выделяем 5 минут (ученики могут работать как индивидуально, так и в парах)
  6. самые интересные вопросы зачитываем для всех и поощряем учеников, которые их составили

навыки критического мышления

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Это – один из тех приёмов критического мышления, где как раз и пригодится умение задавать правильные вопросы. Все вопросы условно можно разделить на 2 категории:

  • закрытые

Это – те вопросы, на которые можно ответить «да», «нет», «не знаю». Эти вопросы часто называют «закрытыми», потому что они не дают никакой информации о собеседнике, кроме его поверхностных «да», «нет», «не знаю».

  • и открытые

Это – те вопросы, на которые нельзя ответить «да», «нет», «не знаю». Эти вопросы часто называют «открытыми», потому что они как бы открывают новые грани мировоззрения собеседников, так как требуют развёрнутых ответов.

Открытые вопросы, в свою очередь, делятся на:

  • «тонкие» вопросы

«Тонкие» вопросы – это вопросы, на которые нельзя ответить «да», «нет», «не знаю», но, в то же время, можно дать короткий однозначный ответ. Например, на вопрос «Как тебя зовут?» человек не сможет ответить «Да», ему придётся называть своё имя. Какой твой любимый цвет? Зелёный. В каком году написано такое-то произведение? В таком-то. «Тонкие» вопросы не требуют развёрнутых рассуждений и аргументации. Они просты, но не примитивны, как закрытые вопросы. Они не побуждают к дискуссии. Их можно сравнить с маленьким тонким рыболовным крючком, на который может зацепиться лишь мелкая рыбка.

  • и «толстые» вопросы

«Толстые» вопросы – это вопросы, на которые нельзя дать короткий однозначный ответ. «Толстые» вопросы являются более спорными. Ответы на такие вопросы должны быть логично выстроены и подкреплены фактами. Такие вопросы мотивируют к бурным дебатам, конструктивному обсуждению, мозговым штурмам. Их можно сравнить с большим толстым крючком, с которым уже можно выловить большущую рыбину (прообразно – много информации). Кстати, вопросы во введении к этой статье тоже относятся к категории “толстых”.

навыки критического мышления

Как использовать тонкие и толстые вопросы

  1. предлагаем ученикам составить таблицу из 2-х колонок
  2. в 1-й колонке записываем тонкие вопросы по изучаемой теме
  3. во 2-й колонке записываем толстые вопросы по этой же теме

Тонкие и толстые вопросы подходят:

  • для презентации новой темы (в этом случае приём даст учителю понимание того, насколько глубоки уже имеющиеся у учеников знания)
  • для ознакомления с новой темой (в этом случае ученики будут активно вовлечены в процесс изучения нового материала и в диалоги)
  • для закрепления и систематизации уже пройденного материала (в этом случае сможет выявить пробелы в понимании темы и восполнить их)

«Ромашка вопросов» или «Ромашка Блума»

навыки критического мышления

Этот приём назван именем автора – американского психолога и педагога Бенджамина Блума. Если в прошлых приёмах вопросы визуализировались при помощи таблиц, то в этом методе для визуализации используется ромашка из 6 лепестков, символизирующих 6 типов вопросов.

  1. Вопросы на факты (это – простые тонкие вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты, начинаются со слов «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Сколько?»)
  2. Уточняющие вопросы (как правило, начинаются с уточняющих конструкций «То есть ты говоришь, что … ?», «Если я правильно понял, то … ?», «Уточни, что ты имеешь в виду?»)
  3. Вопросы на понимание (как правило, начинаются с вопросительных местоимений «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» и конструкций типа «Как ты думаешь…»)
  4. Творческие вопросы (как правило, содержат частицу «бы» и смоделированную ситуацию: Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли?)
  5. Оценочные вопросы (позволяют оценить какое-либо событие, явление, факт: Почему знание языков ценится высоко?)
  6. Практические вопросы (связаны с применением знаний на практике: Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?)

навыки критического мышления

Заключение

Данные приёмы сделают обучение увлекательным и эффективным. Они наиболее оптимальны для того, чтобы заложить основы критического мышления у детей. Выбирайте подходящие для ситуации приёмы, но не бойтесь экспериментировать. Попробуйте изменить способ визуализации информации, применяйте новые способы выделения ключевых фраз в тексте, используйте карточки с шаблонами вопросов, придумывайте вопросы, на которые можно дать несколько правильных ответов, группируйте учеников по-разному. Возможно, Вам захочется начать вопрос словами: «Кстати, интересно…», намеренно никому его не адресуя, но создавая интригу.

Подобные технологии критического мышления можно использовать в работе с детьми разных возрастов. Даже первоклассники хорошо ориентируются в разных типах вопросов и могут давать подробные ответы, приводить примеры, выстраивать диалоги. Но не переусердствуйте с количеством вопросов, потому что там, где много спрашивают, мало думают и плохо помнят. Говорят, что критическое мышление начинается с удивления. Удивите учеников вопросами. Просто позвольте им мыслить самостоятельно. Используйте юмор и самоиронию – без этого навыки критического мышления развиваются не так быстро.

© Ирина Иваськив

Вот ещё несколько статей, чтобы укрепить свои навыки критического мышления:

Друзья, запущена в печать моя трёхлетняя программа для дошкольников, состоящая из 12 книг! Это – методические пособия для учителей Воскресных школ и родителей, каждое из которых рассчитано на одну календарную четверть. Издана первая книга из этой серии. Купить книгу, а также просмотреть больше информации о ней можно по ссылке.

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

12 + 16 =