Социальная сфера подростков: с кем и как общаются между собой “кореша по несчастью”?
Оглавление
Друзья, приветствую! С Вами Ирина Иваськив. Продолжаю публиковать серию статей для тех, кто работает с подростками. И сегодня под прицелом – социальная сфера подростков. Выделим 3 основных поведенческих фактора в этой сфере, которые ярко и глубоко характеризуют мир подростков. Социальная сфера – это сфера отношений: с кем общаются подростки? как они это делают? почему в этом возрасте авторитет одних людей падает, а авторитет других – повышается? с кем чаще всего подростки проводят своё время? за кем они готовы следовать безоговорочно? Итак,
Поколение коллективного мышления
Первый поведенческий фактор – это коллективное мышление. Убедиться в этом не трудно. Вот симптомы коллективного мышления:
- время сверстников, корешей, группировок
- легче обсуждают свои проблемы со сверстниками, чем с родителями и преподавателями
По статистике 61% подростков ведёт себя именно так. Так происходит потому, что в своём сверстнике подросток находит «друга по несчастью», который переживает похожие трудности, связанные с физиологическими, эмоциональными и духовными изменениями в этот период. Позже авторитет родителей вновь займёт достойное место в жизни уже взрослого молодого человека, а пока… это время сверстников, корешей, группировок.
- приобщаются к той группе, которая соответствует их амбициям (если такой группировки нет, подросток… “сколачивает” свою)
- желают утвердиться в коллективе сверстников
Мальчики, подражая героям боевиков и поп кумирам, верят, что секс, власть и насилие – это единственный путь к мужскому самоутверждению. Поэтому…
- желание самоутверждения становится основным мотивом поведения
- часто само утверждаются за счёт секса и насилия
- подвержены влиянию групповой атмосферы (особенно подростки с невысоким статусом)
- восприимчивы к вредным привычкам, которые диктует группа (потому что часто сами не знают, чего хотят)
- мыслят так, как группа, в которой они тусуются
- чувствуют себя храбро в компании своих «единомышленников», но, лишённые своей группировки, могут чувствовать себя беззащитно, трусливо и сентиментально
Поэтому нужно всегда помнить о том, что подросток при индивидуальной беседе и подросток в группе – это две совершенно разные личности: при личном общении подросток может быть единодушен со взрослым, но, попадая в группу, он увлекается общим настроением, забывая на время свои прошлые позиции). Но в этом списке симптомов есть очень сильная сторона: подростки…
- уважают командную работу!
Важно! Используйте много командных игр и тренингов на занятиях, ставьте перед подростками такие задачи, которые им нужно будет решить именно командой, грамотно делите подростков на команды, осторожно перемешивая разные группировки. Ах, да – и разрешите, наконец, своему подростку… приглашать друзей домой (хотя бы на день рождения).
Поколение «друзей по несчастью»
Рассмотрим второй поведенческий фактор в социальной сфере подростков. Название у него необычное – “друзья по несчастью”. Но за этим названием стоит столько всего, что помогает нам, взрослым, понять подростков лучше. Вот симптомы “дружбы по несчастью”:
- авторитет родителей и преподавателей сильно понижается, иногда просто сводится к «нулю»
- Чувство несчастья имеет глубокий корень: с одной стороны, подростки считают себя очень взрослыми людьми (чтобы иметь свою точку зрения и право голоса, чтобы самостоятельно принимать решения, чтобы создавать семьи и даже рожать детей), а с другой стороны, закон рассматривает тех, кто ещё не достиг 18 лет, как детей. Для родителей подростки тоже по-прежнему остаются детьми. Только с друзьями по несчастью можно обсудить свою непризнанную взрослость. )))
Особенно ярко это заметно у детей из верующих семей, где у родителей, вдобавок к работе, есть несколько церковных служений. Из-за этого очень загруженные и вечно занятые конференциями родители проводят со своими подростками мало времени, пропуская те моменты в жизни подростков, когда те особенно нуждаются в родительской поддержке и внимании. Подростки начинают ненавидеть своих родителей, ненавидеть церковь, ненавидеть Бога, «отнявшего» их родителей.
Проявления этого фактора в отношении родителей и учителей
- доверительные отношения с родителями и с большинством преподавателей либо охладевают, либо утрачиваются полностью (подростки перестают рассказывать им свои новости, сообщать им, где они и когда придут)
Важно! Организовывайте больше совместных мероприятий с родителями, вовлекайте подростков в служение родителей. Поднимайте авторитет родителей своим отношением к ним.
- начинают критически относиться к родителям и к большинству преподавателей
- по-новому реагируют на старые требования родителей и преподавателей
Если раньше, к примеру, мнение старших значило для них очень много, то теперь подростки считаются больше с мнением своих сверстников, а мнение старших вызывает у них, мягко говоря, оскомину. Они изначально настроены против мнения старших. Они воспринимают его в штыки, даже не дослушав.
Важно! Вот почему так важно, чтобы у подростка был духовный наставник. Идеальным вариантом могут быть служители в церкви, христиане-сверстники или родители-друзья, но такое явление, увы, скорее исключение, чем норма. В любом случае, кем бы ни был этот человек, он должен относиться к подростку уважительно, принимая его уникальность независимо от его внешнего вида, поведения или своего расположения к нему. В любом случае, во всех ситуациях лучше всего оставаться неподдельно искренним в общении с подростком.
- становятся избирательными в дружбе
Достаточно открыто общаются с теми взрослыми, которые, по их мнению, заслуживают их внимания и уважения (однако, эмоциональные раны и комплексы, возникшие в результате прошлых разочарований, часто делают подростков более осторожными и скептичными)
Важно! Используйте это: «подкиньте» им несколько интернет адресов миссионеров, молодёжных служителей, подростков-христиан, почаще составляйте занятия в виде анкет, опросников, тестов.
Социальная сфера: поколение виртуального общения
Социальная сфера подростков представлена ещё одним ярким поведенческим фактором – виртуальным общением. Его симптомы очевидны:
- заняты дневниками, анкетами, Интернет-контактами
- часами «висят» на телефоне
- их не оторвать от компьютеров и телевизоров
- способны делиться последним, не ожидая ничего взамен
Важно! Как это учесть? Отправьте своим подросткам запросы в социальных сетях, будьте рядом с ними не только в реальной жизни, но и в виртуальной, где подростки проводят очень много времени. Проявляйте интерес к их постам: где-то лайкните, где-то прокомментируйте, где-то сделайте репост. Не позволяйте себе скатываться до того, чтобы читать им в социальных сетях морали – подростки просто удалят Вас из списка своих контактов. А если не удалят (потому что Вы – их папа), тогда создадут новый аккаунт, куда Вы уже не будете иметь доступа.
Важно! Создавайте группы в социальных сетях (а ещё лучше: поручите создать такую группу кому-то из подростков) по тем интересам, которые для них сейчас актуальны: послелагерное общение, обсуждение впечатлений после какой-то подростковой конференции, фоторепортажи с велопробегов и т.д. Поручите подросткам вести какие-то рубрики на ваших блогах, сайтах, форумах, администрирование групп, интервьюирование успешных людей, создание фото коллажей, лагерных роликов, блиц-передач “Новости подросткового служения”. Не снимайте ролики о них – позвольте им самим организоваться и создать такой ролик самостоятельно – пусть они сами расскажут о себе!
Заключение
Вот такая социальная сфера у наших подростков. Друзья, обратите внимание на те абзацы, которые я отметила словом “Важно!”. В них несложные советы: как учесть все эти факторы в работе с подростками. Конечно, у меня нет советов на все случаи жизни. Думаю, что ни у кого их нет. Каждый подросток – Личность. Каждая ситуация – индивидуальна. Даже если авторитет родителей и учителей в подростковый период не очень высок, всё равно не отчаивайтесь, не опускайте рук и пробуйте ненавязчиво наставлять подростков. Поверьте, это время не будет потрачено впустую, и однажды молодой человек с сожалением скажет: А мама была права. Это – дорогого стоит! Если статья была Вам полезна, делитесь ею. Будут вопросы, пишите в комментариях. Успехов!
© Ирина Иваськив
Залишити відповідь