сотворение мира

Сотворение мира: пример занятия с дошкольниками в Воскресной школе

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Доброе, сотворённое Богом утро! С Вами Ирина Иваськив. Друзья, общепринятые теории по сотворению мироздания давно трещат по швам, не выдерживая никакой критики. Люди понимают, что никакие взрывы во Вселенной не смогли бы сотворить такого сложнейшего механизма, по законам которого всё устрояется, движется, существует. Но бывает очень непросто объяснить сотворение мира маленьким детям. Поэтому ниже размещаю пример занятия с дошкольниками в Воскресной школе. 

Игра «Гусеница на поляне»:

Разложите на полу вырезанные из бумаги, достаточно крупные цветы разного цвета, постройте детей «гусеницей» так, чтобы каждый из них держался руками за пояс ребёнка впереди. Станьте «во главе» гусеницы и «поползайте» всей гусеницей по цветочной поляне, не наступая на цветы. Делайте это с восторгом и воодушевлением.

Варианты игры:

1) лёгкие, смешные задания тому, кто наступит на цветок;

2) сделать 2 гусеницы и ползать по поляне так, чтобы не коснуться друг друга;

3) останавливаться около каких-нибудь цветов и выполнять задание всей группой (всем присесть, или всем наклониться, или всем поднять руки вверх, или всем рассказать стих, который учили накануне, или всем спеть куплет какой-нибудь песенки, показать, что гусеница уснула, или что-то другое);

4) собрать букет;

5) предложить гусенице поползать в саду (где разложены на полу яблоки, груши и другие фрукты) или в лесу (где разложены грибы, листья, шишки)

6) любой другой вариант, который Вы сможете придумать.

Основной урок «Сотворение мира»:

Введение:

Я принесла тебе немного плодов от разных растений. Эти плоды можно кушать. Что лежит на этом подносе? (дольки яблок, груш, кусочки бананов, виноградины и т.п.). Возьми то, что ты любишь, и скушай. Знаешь, как их называют одним словом? Это фрукты. Фрукты растут на деревьях. А что на этом подносе? (кусочки огурцов, помидор, морковки и т.п.). Возьми то, что ты любишь, и скушай. Знаешь, как их называют одним словом? Это овощи. Овощи растут на земле (можно принести какой-нибудь сок и объяснить, из каких плодов он сделан). И фрукты, и овощи называют растениями.

Предложение-связка: Все растения сделал Бог.

Показать рисунок 1: Бог сделал все растения:

сотворение мираРастения – это также и все цветы, которые есть на земле, все кусты, деревья, трава. Водоросли в воде – это тоже растения. Все, что растёт на деревьях, – это тоже растения. Многие растения ты уже знаешь. Я нарисовала здесь некоторые растения. Попробуй вспомнить, как они называются (тыква, ромашка, ёлка и т.п.).

Игра: Давай поиграем в игру, только играть в неё надо быстро. Я буду показывать тебе картинки всего того, что сделал Бог (Он ведь не только растения сделал). А тебе нужно будет хлопнуть в ладоши, если ты увидишь на картинке какое-нибудь растение (собака, солнце, цветок, гриб, ракушка, куст, другой цветок, шишка, тучка, бабочка).

Предложение-связка: Как хорошо ты разбираешься в растениях! Можешь мне сказать своими словами, что такое растения? Да. А откуда они взялись на земле, кто их сделал? Да. Бог сделал все растения.

Показать рисунок 2: Бог сделал растения очень давно:

сотворение мираБог сделал растения очень давно. Знаешь, откуда я это знаю? Об этом сказано в Библии. Бог сделал растения много лет назад, когда ты ещё не родился, когда даже твои папа и мама ещё не родились, когда даже твоих бабушек ещё не было. В то время, когда Бог делал растения, людей вообще не было. Ни одного человека! Не было облаков на небе. И самого неба тоже не было. Не было солнца, не было дождя, деревьев, птиц – ничего тогда не было. Был только Бог. Он всегда был! Однажды Он решил сделать всё прекрасное, что ты видишь сегодня.

Видишь, здесь я нарисовала всё то, что Бог сделал перед растениями. До того, как на земле появились растения, Бог уже сделал небо, землю, по которой ты бегаешь, свет, солнце, звёзды на небе, луну. Она и звёзды светят ночью. Когда погода хорошая, их видно на небе даже вечером. А что это? Это горы. Их тоже сделал Бог перед растениями. А ещё – реки и моря, где ты купался летом, Бог тоже сделал перед растениями.

Предложение-связка: Ну, а после этого наступила очередь для растений.

Показать рисунок 3: Бог сделал растения разными:

сотворение мираВсе растения, которые сделал Бог, – очень разные. Некоторые растения очень мягкие, пушистые, приятные, если их потрогать. Например, вот эта трава. Дотронься до неё. Она называется ковыль-трава (можно дать потрогать камыш или одуванчик). Некоторые растения очень колючие, о них можно поцарапаться. К ним не хочется прикасаться. Например, кактус. Посмотри, сколько у него иголочек. А вот ветка с дерева, которое называется акация. Видишь, какие большие колючки на ней. А на каких растениях ты ещё видел колючки? (после ответов детей можно показать веточки розы, ёлки, сосны, репейник, колосья ржи).

Одним растениям колючки нужны для того, чтобы их не трогали, не срывали. Растения защищаются своими колючками. А другим растениям колючки нужны для того, чтобы прицепиться к какому-нибудь животному или к одежде человека, покататься немного и переселиться жить в другое место. Посмотри, как может переезжать с места на место репейник (прицепить его к одежде нескольких детей, дать походить с ним по группе).

Бог сделал растения очень разными! Одни растения очень маленькие. Посмотри, какие крошечные листочки на этой травинке (показать веточку спорыша). А другие растения – просто великаны! Очень высокие! Выше нашей церкви! У них очень большие листья (показать листья каштана или платана).

Есть растения, которые растут на земле. Но некоторые растения растут только в воде. Это водоросли. Они не могут жить без воды. Бог сделал растения разными и по цвету тоже : у каких-то растений листья зелёные, а у других – красные, жёлтые, голубые.

Одни растения можно кушать. Например, лук, бананы. А другие – нельзя. Они горькие, ядовитые, ими можно отравиться. Например, гриб-мухомор (показать картинку).

Предложение-связка: Бог сделал растения очень разными.

Показать рисунок 4: Бог сделал растения красивыми:

сотворение мираКаждое растение, которое сделал Бог, – очень красивое. Бог, делая его, продумал всё: где оно будет расти (в горшке на подоконнике или в аквариуме), как оно будет выглядеть и пахнуть (дать понюхать несколько растений).

Многие растения настолько красивы, что с них пишут картины. Растениями украшают комнаты (показать, сколько растений есть в церкви ). Цветы дарят в подарок, потому что Бог сделал их очень красивыми.

Предложение-связка: Бог сделал растения не просто так. Он сделал их для тебя.

Показать рисунок 5: Бог сделал растения для тебя:

сотворение мираКак ты думаешь , зачем Бог сделал растения? Чтобы ты смотрел на них и радовался, чтобы тебе приятно было ходить по улицам. Некоторые растения Бог сделал для того, чтобы ты их ел. Из других растений люди научились делать духи, нитки, вату, ткани. Из деревьев строят корабли и дома, делают мебель. Иногда Бог использует растения, чтобы вылечить человека от какой-нибудь болезни.

Библейская иллюстрация: Однажды так вылечили одного царя (рассказать, чем и как вылечили царя Иезекию 4 Ц. 20:1-7)

Показать рисунок 6: Бог хочет, чтобы ты заботился о растениях:

сотворение мираБог хочет, чтобы ты ухаживал за растениями. Если у тебя дома есть какие-нибудь растения, вовремя поливай их. Ты также можешь помогать своей бабушке ухаживать за растениями в саду, на даче.

Другие части занятия:

Включите в занятие несложную молитву-благодарение, созвучную теме “Сотворение мира”. Например:

Бог сделал растения для тебя. Ты можешь благодарить Бога за все растения, которые Он сделал. Давай ты сейчас скажешь Богу спасибо за самые любимые свои фрукты, которые ты любишь кушать. Бог сделал растения для тебя.

Можно также разучить с малышами один куплет известной песни про сотворение мира – «Бог держит весь мир». Придумайте вместе с детьми ещё один куплет о растениях. Например: Бог держит разные деревья в Своей руке.

Советую также закрепить услышанное простыми “трудовыми” заданиями (например, полить цветы в группе) и/или несложной творческой деятельностью (подойдут аппликация из высушенных листьев, раскрашивание цветов, лепка овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов).

Игра на повторение:

Вы можете выбрать любую весёлую игру, подходящую теме “Сотворение мира”, или использовать предложенную ниже.

Игра «Да/нет»:

Я очень хочу, чтобы ты вспомнил, о чём мы говорили на этом занятии. Чтобы тебе было легче вспоминать, я предлагаю тебе поиграть. Я буду говорить тебе разные предложения. Если я правильно сказала, значит, тебе нужно будет высоко помахать двумя руками (показать, как). Если я неправильно сказала, тебе нужно будет потопать ногами и покричать у-у-у.

Предложения для игры:

1) Бог сделал небо и землю первыми, ещё до растений. ♥

2) После этого Бог сделал растения.                                      У-у-у

3) Траву, деревья, кусты и цветы называют растения.     ♥

4) Водоросли – это тоже растения.                                         ♥

5) Фрукты растут на огороде.                                                    У-у-у

6) Бананы, яблоки, груши – это фрукты.                              ♥

7) Помидоры, картошка, огурцы – это тоже фрукты.       У-у-у

8) Овощи растут на деревьях.                                                   У-у-у

9) Фрукты и овощи – это растения.                                        ♥

10) Некоторые растения можно кушать.                              ♥

11) Некоторыми растениями можно лечить людей.         ♥

12) Из некоторых растений делают мебель.                        ♥

Пояснения для учителя

Маленькие дети могут концентрировать своё внимание ненадолго, всего на 3-5 минут. Поэтому:

  1) виды деятельности на занятии с ними должны часто сменять друг друга и быть разнообразными,

  2) а продолжительность занятия должна быть небольшой, от 30 минут до 1 часа (при условии, что детям на занятии очень интересно!).

Все указанные виды деятельности можно провести и одним занятием (для более старших детей), что займёт примерно час времени, но если малыши, которым Вы служите, совсем маленькие, тогда подумайте, как сократить занятие. Например:

  • песенку, трудовое обучение, игру на повторение, поделку можно провести вторым занятием после перерыва (на туалет, чаепитие, перекус)
  • игру на повторение можно провести в начале следующей встречи с детьми

Необходимые материалы:

  • Вырезанные из бумаги цветы для игры
  • 6 рисунков для урока
  • Картинки размером А5: собака, солнце, цветок, гриб, ракушка, куст, другой цветок, шишка, бабочка, тучка для игры
  • Пушистые растения: ковыль-трава (или камыш или одуванчик)
  • Колючие растения: кактус (или веточка акации, ёлки, сосны, розы) и репейник
  • Веточка спорыша и крупные листья с любого дерева
  • Картинка размером А5: гриб-мухомор
  • Пластилин, дощечки под пластилин; или белая и/или цветная бумага, клей, высушенные листья, травинки, цветы, семена растений; или раскраски
  • Два подноса
  • Фрукты: яблоки, груши, виноград, бананы
  • Овощи: помидоры, морковка, вареный картофель и др.
  • Сок
  • Одноразовые стаканчики
  • Лейки или ведёрки
  • Нож
  • Слова и ноты песни «Бог держит весь мир» смотрите ниже в разделе «Приложения»)

6 рисунков для урока:

Сделайте рисунки по теме “Сотворение мира” форматом А4 каждый, вверху напишите главную истину, а внизу (шрифтом поменьше) – предложение, объясняющее главную истину. Конечно же, большинство дошкольников ещё не умеет читать, но всё равно пишите эти предложения. Если дошкольники  будут часто видеть буквы написанными, они скорее начнут отличать их одна от другой. Из опыта знаю, что дошкольники, даже не умея читать, способны узнавать среди других слова, которые они часто видели написанными (например, Бог, Иисус). А ещё написанные предложения будут хорошей подсказкой преподавателю. С обратной стороны каждого рисунка напишите текст, относящийся к нему. Показывая детям рисунок, можно будет, в случае чего, подглянуть в этот текст. Рисунки не обязательно должны быть изысканными с художественной точки зрения (часто бывает, что дети лучше понимают рисунки, нарисованные простым фломастером, так сказать, на скорую руку). Если Вы совсем не умеете рисовать, – не беда! Вы можете попросить кого-то сделать рисунки для Вашего занятия, или же найти нужные изображения в старых журналах и наклеить их как аппликацию. Предлагаю примерный вариант этих рисунков. Их можно распечатать, а потом разукрасить.

Заключение

Друзья, сотворение мира – прекрасная тема! Не нужно бояться брать её для занятий с дошкольниками. Если такие занятия полезны Вам, пишите об этом в комментариях. С любовью к Вам и Вашим дошкольникам

© Ирина Иваськив

Друзья! На нашем канале в Ютубе стартовал новый проект: Библейские уроки детям. Для детей и родителей – наша Воскресная школа онлайн! Хотите, чтобы изучение Библии стало увлекательным? Сожалеете, что не всегда понимаете сложные взрослые христианские проповеди? Нуждаетесь в том, чтобы кто-то объяснил библейские истории маминым языком? Не знаете, как применить библейские истины в обычной жизни? Заходите в гости, слушайте наши библейские уроки всей семьёй – и знакомые сюжеты оживут по-новому! Библия не устарела!

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.