Спорная и неоспоримая история рок-музыки. Продолжение сценария “На скамье подсудимых – современная музыка”

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Доброе утро всем, кто “за” или “против” рок-музыки! С Вами Ирина Иваськив. Эта статья является продолжением театральной постановки, первое действие которой мы опубликовали раньше. История рок-музыки всегда будет предметом пристального внимания и не утихающего обсуждения. И это – нормально. Продолжаем “слушание дела” о Современной Музыке – и пусть история рок-музыки станет сегодня хоть немного понятнее для всех нас!

история рок-музыки

Действие второе


Сцена 1 История рок-музыки глазами Обвинителя и Адвоката

Обвинитель:

Ваша честь, Современную Музыку невозможно воспринимать серьёзно, ведь она излишне эмоциональна и служит исключительно для создания определённого настроения.

Адвокат:

Протестую, Ваша честь. Любая музыка служит для создания определённого настроения. У любой музыки есть такая цель. И эта цель оправдана Библией. В том, чтобы создавать определённое настроение, нет ничего плохого. Иначе христиане-баптисты не пели бы во время причастия: «Взойдём на Голгофу, мой брат…». Ведь исполнение этой песни – не что иное, как создание серьёзного и благоговейного настроения перед причастием.

Обвинитель:

Я считаю, что у каждой музыки есть своё назначение: гимны – это музыка, прославляющая Бога, а Современная Музыка – исключительно танцевальная. А танцы и церковь – просто не сопоставимые понятия.

Адвокат:

Здесь сразу надо оговориться, что рок-музыка – это один из множества музыкальных стилей. А в любом стиле существуют различные жанры. Например: духовная музыка, опера, песня, романс, баллада, балет, танцевальная музыка и другие. Рок-музыка (так же, как и другие музыкальные стили) включает в себя все эти жанры. И было бы глупо ограничивать рок-музыку только танцевальным жанром. Есть оперы в стиле рок, есть множество песен и баллад в стиле рок. И нет никаких причин запрещать сочинять духовную музыку в стиле рок. Ведь именно этот стиль отражает нерв и динамику современного мира точнее всего.

Неизвестно, почему принято считать, что танцы – грех. Библия говорит, что это не грех, а часть культуры Израиля (в том числе и богослужебной культуры). Кстати, фарисеи никогда не могли обвинить Иисуса в нарушении обычаев Израиля. Следовательно, Иисус, скорее всего, участвовал в праздничных хороводах.

Послушайте, какую песню написал в средние века Бернар Клервосский, глубоко верующий и преданно любящий Господа человек, один из крупнейших богословов своего времени.

Иисус — мастер танцев.

Он танцует очень мастерски.

Он поворачивается вправо и влево.

Все должны следовать Ему в танце.

Конечно, стоит поостеречься от того, чтобы использовать танцы на русских и украинских богослужениях, так как они не являются частью богослужебной культуры России и Украины. Да и вводить их специально тоже не стоит. Ведь из-под палки не запоёшь и не затанцуешь. Поклонение Богу должно исходить от сердца. Если в твоём сердце возникло желание поклониться Богу через танец, танцуй. Бывает, что в такт иной песне даже баптистские бабушки начинают качать головой.

Я также категорически против мирских дискотек, так как они не для танцев созданы, а для реализации похотливых желаний. Но, мне кажется, никто не должен быть против христианского балета, например.

Обидно, что не все бдительные критики «танцевального рока» знают, что Бах (в рамках тогдашнего музыкального стиля барокко) писал танцевальные сюиты. Боюсь, что, даже услышав эти сюиты, критики не поймут, что это – танцевальная музыка, и, скорее всего, примут её за духовную.

история рок-музыки

В наши дни Баха принято считать гением духовной музыки (сразу скажу, что очень заслуженно). Но танцевальное начало присутствует не только в его танцевальных сюитах, но и во всех его духовных произведениях. Современный слушатель этого, возможно, не чувствует, но те, кто жил во времена Баха, свидетельствовали о том, что его фуги «заставляли пуститься в пляс». Гензер, ректор протестантской школы Святого Фомы, где работал Бах, писал, что когда тот репетировал, «…ритм овладевал всеми его конечностями так, что он начинал пританцовывать… «Глория» Баха и больного способна была поднять с постели». А вот что пишет о духовной музыке Баха современный христианский музыковед Вилфрид Меллерс: «Музыка Баха – это апофеоз танца. Чтобы правильно исполнить «Cum Sancto Spiritu» (С Духом Святым) из си-минорной мессы и многие другие подобные пассажи Баха, необходимо научиться пританцовывать, причём не хуже современного цветного населения Северной и Южной Америки, славящего Бога».

современная музыка (Прослушать часть из какого-нибудь танцевального произведения Баха)

 

История рок-музыки удивительна… Ваша честь, сразу оговорюсь, что словом «рок» я обозначаю эпоху электрической музыки от госпела и блюза до дрим-хауса. Впрочем, некоторые рок-исследователи, борясь за чистоту стиля, отделяют время электрической музыки от времени электронной, разделяя стили: рок, поп и техно (которые, в свою очередь, делятся на множество более мелких направлений).

Обвинитель:

Ну, какая история рок-музыки? Ваша честь, я настаиваю на том, что Современную Музыку невозможно воспринимать серьёзно, ведь Современная Музыка – сплошная безвкусица. часто запрещают слушать музыку за пределами богослужения (в машине, например),

Адвокат:

Протестую, Ваша честь. Насколько мне известно, Библия нигде не говорит о том, что тонкий вкус – это признак духовности. «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных…» (1 Кор. 1:26). Первые христиане понимали, что спасение даётся только по благодати и не зависит от уровня образованности и культурной утончённости. Даже апостолы были «люди некнижные и простые» (Деян. 4:13). И это не мешало им быть праведными в глазах Бога.

Я тоже против безвкусицы в христианском творчестве. Но нельзя обвинять в безвкусице всю Современную Музыку, а ещё нельзя обвинять в безвкусице только Современную Музыку. Ведь отсутствием вкуса и элементарной грамотности грешат и старые, и новые песни. Вот только три примера:

  1. Пример с одной из современных песен: «Но настоящая любовь приходит с синих облаков…». Честно говоря, я ни разу синих облаков не видел. В этой же песне поётся дальше: «Я упал вниз, Ты поднял вверх». Объясните, а куда ещё можно упасть?
  2. И второй пример с одной из старых песен (сборник «Песнь возрождения» песня № 282): «Мы – Христовы рыболовы, В глубине плывут стада (!!!?) Братья, все ли вы готовы Бросить в море неводa?» Плывущие в глубине стада, на мой взгляд, могут означать только тех свиней, которые бросились в море после того, как Христос разрешил бесам войти в них.
  3. А есть фразы, которые понять, даже если очень хочется, практически невозможно: «Буду с верой в сердце я к Нему смотреть. Если мир не скажет, мне Им не владеть…» (если смотреть, то «на кого», а не «к кому», да и какой такой «мир» должен мне что-то сказать, чтобы я завладел Христом?).

Никогда не забуду случай. Как-то благовествовали мы в больнице и пели песню с полным отсутствием рифмы. После служения подошёл ко мне интеллигентный дедушка и со слезами в голосе сказал: «Ребята! Ну почему Пушкин, развратник и похабник, писал такие божественные стихи? А вы, такие славные, о Боге нам рассказываете, а поёте такую чепуху?!» Я что-то пытался объяснить, но у меня ничего вразумительного не получилось.

Так что, «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» А если точнее, то нужно прививать хороший вкус и молодёжи, и старикам.

Конечно, и качественная музыка, и правильная рифма, и хорошие слова – это то, к чему следует стремиться. Но с этим нужно быть осторожнее, потому что можно возгордиться от… профессионализма. В христианском богослужении главными являются Иисус Христос и Его Слово! Сердца касается не выхолощенность, а простота евангелия и искренность, которые возникают тогда, когда человек ПЕРЕЖИЛ то, о чём поёт. Вот почему некоторые псалмы с не самым лучшим текстом и рифмой касаются глубин сердца больше, нежели стройное и аккуратное, но искусственное пение.

Сцена 2 История рок-музыки глазами разных поколений

история рок-музыки

Обвинитель:

Современная Музыка – слишком современна. Она просто непонятна старшим поколениям.

Адвокат:

Ваша честь, мне показалось, что у обвинения просто закончились аргументы. Для многих людей понятие «устаревший» равно понятию «хороший» (если старый, значит, хороший; если очень старый, значит, очень хороший). Сегодня почему-то принято считать, что самая хорошая христианская музыка — это музыка 30-х-50-х годов двадцатого века. А отношение к современной христианской музыке крайне негативное. На любые попытки сказать несколько слов в её защиту можно услышать в ответ что-то типа: Да что там рассуждать о всяком роке/попе/репе и прочей мерзости? Грех это и всё!!! Но почему???

Старшее поколение обвиняет молодёжь в том, что их музыка – сплошная “ногодрыгалка”, а молодёжь не понимает тех, кто любит славить Бога музыкой 19-го столетия, для них это – не музыка, а полный отстой. Но что это, как не извечное непонимание и вражда между старшим и молодым поколениями? Старшим поколениям надо просто смириться и принять Современную Музыку, равно как и молодым поколениям тоже надо смириться и принять музыку старших поколений.

Обвинитель:

О каком уж тут понимании друг друга можно говорить, если Современная Музыка просто отменяет старые песни. Старые песни стали неуместны, на них просто не хватает времени, потому что всё заполнила Современная Музыка.

Адвокат:

Протестую, Ваша честь. Моя подзащитная никогда не отменяла старые песни. Дело в том, что любую музыку нельзя оценивать понятиями «правильная» или «неправильная». Этими понятиями можно оценить лишь содержание конкретного произведения. Только содержание, но никак не музыка, может быть правильным или неправильным. Музыка же не может быть правильной или неправильной, она может либо нравиться, либо не нравиться.

Не люблю я, например, маршевых песен, но я никогда не буду уничижать того брата, у которого слёзы на глазах блестят, когда он поёт такую песню. Его касается маршеобразная музыка, и слава Богу! Мне не нравится стиль техно, но я не имею права назвать этот стиль «отстойным», потому что я вижу, какой назидательной является песня в стиле техно «Can`t touch this». Я плачу, слушая песню «Лунный свет» рок-группы «Дружки». Написана она в стиле добротного хард-рока, но она касается моего сердца. Я за то, чтобы богослужения могли проходить в разной форме, с разной музыкой. Бог создал нас неодинаковыми. Вот и давайте любить друг друга, таких разных, с разными музыкальными вкусами. А ненавидеть давайте только грех! Давайте не проклинать друг друга из-за разных музыкальных пристрастий, а благословлять. И, конечно же, славить Бога, кто как умеет!

Сцена 3 История рок-музыки глазами евангелистов

Обвинитель:

Ваша честь, сколько бы Адвокат ни защищал Современную Музыку, но факт заключается в том, что её невозможно использовать для евангелизации.

Адвокат:

Ваша честь, я согласен с тем, что сила Евангелия от музыки не зависит, но музыка, которая близка неверующему, производит другое важное действие. ОНА ДЕЛАЕТ ЕВАНГЕЛИЕ БОЛЕЕ ПОНЯТНЫМ. Силу лекарства невозможно увеличить или уменьшить посредством рекламных кампаний, но благодаря им можно предоставить человеку всестороннюю информацию о лекарстве, чтобы человек мог принять решение купить его. Современная музыка не увеличивает силу Евангелия, она лишь популярно объясняет далекому от Церкви человеку нужду в спасении, осуществляя некий перевод Евангелия на язык, понятный не религиозному слушателю.

Рок-музыка — это универсальный язык, на котором говорит и понимает друг друга молодёжь всего мира. Представьте себе американца, который вздумал бы проповедовать в нашей церкви без перевода. Хотя он мог бы сказать: «Я же проповедую Слово Божье, а оно живо и действенно, поэтому, понимаете вы его или нет, я буду проповедовать по-английски». Мы бы наверняка стали критиковать его. Но почему-то считается нормальным проповедовать Евангелие молодежи 21 века музыкой конца 19 века. Нам нужно использовать и понятную проповедь, и понятную музыку.

Многие рок-музыканты отвергают Евангелие только потому, что христиане слишком его поносят. Почему, разъясняя Евангелие, мы непременно должны сказать, что Джон Леннон антихрист и «нехороший человек»? Почему бы не сказать, что он – талантливый, но сбившийся с пути человек? И не переходить на оскорбление личности и прекрасной музыки, а сосредоточиться на прощении греха, в который впадает каждый человек. Нам нужно учиться благовествовать рок-музыкантам. Использовать любовь и понятный им язык. Пока Боб Ларсон и ему подобные критики рока стращают нас творчеством группы «Иглз» (их песня «Отель Калифорния» действительно с оккультным душком), один из музыкантов этой группы покаялся. Приходили к Богу Лари Норман и Боб Дилан. Они не оставляли своей музыки, а проповедовали Евангелие своим слушателям. Техно-группа «D.C. Talk» сотрудничает с Билли Грэмом, и знает Бог, сколько тысяч подростков пришло ко Христу в результате их служения!

Итак, мы можем использовать рок в благовестии.

история рок-музыки
Проповедь Билли Грэма в спорткомплексе Олимпийский 1992

Обвинитель:

Хм! А как насчет богослужений?

Адвокат:

Многие тут же готовы крикнуть: «Никогда, только через мой труп!!!» Может быть, именно так и случится. Я уверен, что хотим мы того или нет, а предрассудки, связанные с использованием рока в богослужении, уйдут в прошлое так же, как ушли осуждение галстуков, обручальных колец и видеомагнитофонов. История Церкви свидетельствует нам о том, что все новое всегда воспринималось в штыки.  Вот какова реакция официального церковного лица на первые попытки (после многовекового использования одноголосного григорианского хорала) использовать многоголосное хоровое пение в церкви (партии верхних голосов исполняли тогда только мальчики):

«Манерный характер исполнения делает введенных в заблуждение их [певчих] малолетних последователей женоподобными, ибо они берут ноты и заканчивают фразы совершенно по-девичьи… Честное слово, если это дело зайдёт слишком далеко, то они скорее будут вызывать соблазн между ног, чем возвышенные мысли.»

Но сегодня хоровое пение никого не соблазняет, даже если партии верхних голосов поют самые настоящие женщины. Нелишним будет вспомнить, что баптисты в 17 веке вообще не пели в церкви, считая общее пение подражанием миру. А песня «Тихая ночь…» запрещалась как развратная, мирская мелодия. Но прошли годы, и ничего… привыкли. Теперь уже не видим греха, ибо не было его там никогда. Да и в христианской рок-музыке нет.

Сцена 4 История рок-музыки глазами обычных людей

Обвинитель:

Что вы так отстаиваете свою подзащитную? Так защищать Современную Музыку могут только харизматы.

Адвокат:

Протестую, Ваша честь. Во-первых, защищать подсудимых – моя профессия. А во-вторых, музыка не может принадлежать какой-нибудь одной элитной конфессии. Она – вне деноминаций и времени. Неправильно утверждать, что Современная Музыка принадлежит только харизматам. Если бы это было так, то Мартин Лютер, который любил Современную Музыку и использовал её на богослужениях, был бы самым что ни на есть харизматом. Но, все мы знаем, что харизматическое движение появилось несколько сотен лет спустя.

Ваша честь, ради справедливости и объективности скажу, что песен харизматического характера достаточно много и в репертуаре разных других деноминаций. Например, баптистские братья и сёстры поют песню, которая начинается словами: «Силой нас и огнём крести…». Настоящая харизматическая песня.

Обвинитель:

Современная Музыка перенасыщена повторениями. Зачем, скажите, повторять один и тот же куплет 30 раз?

Адвокат:

Ваша честь, повторения изобрели не в период становления харизматического движения. Музыкальные повторения были известны и раньше. Например, вполне академическая музыкальная форма рондо основана на многократном повторении. А кого и этот факт не убеждает, то пусть внимательнее прочитает 135-й псалом с неизменным рефреном «ибо вовек милость Его». Это доказывает, что повторения, как музыкальный приём, применялись на богослужениях ещё в библейские времена.

Обвинитель:

Часто приходится слышать, что рок не может быть христианской музыкой потому, что… не может быть ею никогда! Дескать, это – не духовная музыка… Ваша честь, рок-музыка остаётся рок-музыкой вне зависимости от того, какие слова в ней употребляются (слова могут быть очень пристойными), потому что сущность рока не в словах, а в самой музыке, которая управляется определённым духом. Рок-музыка вдохновляется сатаной и является его средством управления людьми. Уважаемый адвокат, что вы скажете на то, что известный рок-певец Дэвид Бауи, сыгравший роль Понтия Пилата в антихристианском фильме, сказал: «Рок-музыка всегда была и останется музыкой дьявола».

Ваша честь, это подтверждают многие миссионеры, трудившиеся среди языческих народов. Однажды в Калимантане шла христианская евангелизация. Когда группа прославления запела песню в стиле рок, один шаман, присутствовавший на служении, закричал: «Зачем вы призываете своей музыкой духов?» Поэтому так называемая христианская рок-музыка не может рассматриваться вне связи с происхождением и историей рока вообще. Христианский текст, накладываемый на рок-музыку, по сути, ничего не может изменить.

Адвокат:

Но что делает музыку духовной? О духовности музыки нужно судить по содержанию. Духовной можно назвать ту музыку, в которую автор заложил мысли о Боге, о вечности, о душе и т.д. «Не духовной» можно назвать всю остальную музыку. Причём, не вся не духовная музыка будет плохой. Есть множество музыкальных произведений, написанных не верующими авторами, но воспевающих при этом разные христианские добродетели (дружбу, верность, благотворительность, любовь к родине, бережное отношение к родителям). Вряд ли найдутся христиане, которые будут против этих текстов, ведь они библейски правильны.

То, что любой христианин точно не должен слушать, – так это музыку, которая призывает к насилию, разврату, самоубийству, лжи, которая представляет грех в положительном свете и высмеивает Бога.

Итак, что же делает музыку христианской? Только один факт – посвящение этой музыки Христу. Даже танцевальная музыка может быть христианской и духовной, если она посвящена Христу. Если она посвящена Христу, значит, она духовна.

Совершенно любой стиль музыки, посвящённый Богу, можно считать духовным. Духовную музыку очень легко распознать. Она никогда не оставит тебя равнодушным. Через неё Дух Святой будет нежно прикасаться к твоему сердцу. Она вдохновит тебя молиться, петь Богу, поклоняться Ему, размышлять о Нём, танцевать перед Ним, радоваться или плакать, раскаиваться… Рок-музыка может быть использована для всех вышеперечисленных целей.

история рок-музыки

Сцена 5 История рок-музыки глазами Судьи

Судья:

Сегодня я – христианский рок-музыкант с 20-и летним стажем. Когда я учился в музыкальном училище, то отказывался петь православные песнопения, прославляющие Деву Марию. Я отказался также петь отрывок из оперы Гершвина «Порги и Бэсс», в котором описывается развратная пирушка. А по творчеству известного теософа Скрябина вообще получил «трояк», так как наотрез отказывался это творчество глубоко изучать.

Сразу оговорюсь, я думаю, что вряд ли решение суда поставит точку в многочисленных и бесконечных спорах о Современной Музыке. Как в прошлом, так и в сегодня, так и в будущем Современная Музыка будет иметь как сторонников, так и противников. Большинство христиан, как и большая часть населения вообще, не владеет полной информацией о Современной Музыке. Практически вся имеющаяся информация по этой теме, как сказал адвокат, крайне негативна. В разных публикациях по этой теме даже не делается попытки найти хоть что-нибудь положительное в Современной Музыке (мол, грех это всё, чего уж тут рассуждать!!!). Я не говорю уже о множестве ошибок и не проверенных фактов, приводимых в разных публикациях.

Проанализировав множество библейских стихов, говорящих о музыке, я пришел к выводу, что музыка применялась в следующих случаях:

  • Музыка использовалась для прославления Бога (в храмах, в это невозможно поверить, уже тогда звучали ударные инструменты). Пс. 150:1.
  • Музыка часто и успешно использовалась как средство эмоциональной разгрузки или для создания определенного настроения. 1 Цар. 16:23.
  • Музыка часто использовалась для танцев (Суд. 21:21; 1 Цар. 18:6; Еккл. 3:4; Матф. 11:17), иногда – даже во дворах храма (Пс. 150:4; 149:1-3).
  • Здесь нужно отдельное пояснение: лики – это хороводы, неотъемлемая часть еврейской культуры, «во Святыне Его» – «в собрании святых».
  • Музыка использовалась для передачи Божьего откровения (4 Цар. 3:15), для назидания Церкви (Еф. 5:19), для украшения быта древних людей (Быт. 4:21).

К сожалению, из-за «инквизиционных» нападок речь Адвоката была несколько защищающейся. Благодарю Обвинителя и Адвоката за прекрасную работу: Вы подготовились к рассмотрению дела в суде весьма тщательно. Благодаря этому мы получили всестороннюю и объективную оценку деятельности Современной Музыки. Выслушав словопрения Обвинителя и Адвоката, а также изучив решение присяжных, постановляю: за недостаточностью улик освободить Современную Музыку из-под ареста в зале суда. Надеюсь, что это решение поможет людям увидеть в Современной Музыке не врага Христа, а Его союзника.

Заключение

В постановке использованы цитаты из статьи Павла Бегичева (христианина-баптиста и профессионального музыканта), а также несколько цитат из статей других авторов, имена которых мне, увы, неизвестны. Благодарю всех авторов, внёсших свой вклад в такой пристально подробный экскурс о современной музыке. Благодаря Вашим объективным исследованиям история рок-музыки вышла из клетки извечно негативных суждений туда, где она может быть использована для славы Творца.

© Ирина Иваськив

История рок-музыки полна взлётов и падений. Читайте интересные факты о современной музыке в наших статьях:

Откуда взялась музыка? Когда она появилась на земле? Зачем она нужна? Какой голос у Бога? Как были устроены музыкальные школы при скинии? Какие музыкальные инструменты первые люди использовали для богослужений? Как первые люди записывали музыку? Что Библия говорит о музыке? Если вас когда-нибудь интересовали подобные вопросы, смотрите Библейские уроки музыки на нашем канале в Ютубе.

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Один комментарий для “Спорная и неоспоримая история рок-музыки. Продолжение сценария “На скамье подсудимых – современная музыка”

  1. Читаю и думаю.Для меня любая музыка хороша в зависимости от настроения. Иногда хочется побыть в тишине наедине с собой. а иногда,слушая музыку хочется танцевать,творить. Я люблю рок,но это не значит что я только его и слушаю. Мне нравятся песни со смыслом,чтобы наводили к размышлению. Никогда не имела ничего против любой музыки. существует мода и она меняется, а хорошая песня или мелодия останется надолго.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.