ТАСК анализ

ТАСК анализ «под микроскопом»: изучаем, применяем, модифицируем

Понравилась статья? Поделитесь ею!

Если Вы читаете эту статью, значит, Вы обладаете критическим мышлением или, по крайней мере, тяготеете к нему. Ну, а что вообще значит – «мыслить критически»? Выражаясь простым языком, привычка не верить всему на слово, а «пробовать на зуб», подвергать сомнению, анализировать, искать подтверждение или опровержение – это и есть критическое мышление. Поскольку все мы с рождения обладаем индивидуальным набором способностей, кто-то из нас уже рождается с такой привычкой, тогда как многие нуждаются в её формировании. Поэтому ТАСК анализ охотно практикуют учителя на школьных уроках.

В педагогике часто используются приёмы критического мышления. В наше время в этом чувствуется острейшая необходимость: компьютеризация жизни донельзя упростила существование человека, так что критическое мышление вскоре и вовсе может исчезнуть за ненадобностью. Так что же представляет собой ТАСК анализ?

Как это работает?

ТАСК анализ

ТАСК анализ – это приём, позволяющий сделать прочтение текста более осмысленным. Для этого ученикам нужно ответить на десять вопросов. В процессе работы школьники находят в тексте или формулируют своими словами последовательно каждый из элементов анализа. Все они заключены в аббревиатуре ТАСК, где

  • Т – тезис
  • А – анализ
  • С – синтез
  • К – ключ

Применяя ТАСК анализ, учащиеся выступают не только в роли читателей, но и в роли «соавторов», потому что находят главную мысль, а затем выдвигают свои идеи, спорят, соглашаются или опровергают – словом, задействуют критическое мышление. В результате прочитанное усваивается, а не остаётся «мёртвым грузом» в памяти.

ТАСК анализ: в чём польза? 

Ценность нашего с Вами предмета обсуждения заключена не в заумных вопросах и старательно подобранных ответах. Главное в данном виде работы – развитие критического мышления, а это не однократное действие, а неспешный процесс. Вот почему ТАСК анализ при регулярном применении даёт положительный результат:

  • учит мыслить
  • учит читать вдумчиво
  • побуждает к дискуссии
  • помогает понять убеждения автора и выразить своё отношение к ним

Кроме того, приём выявляет сильные и слабые стороны учеников:

  • наличие/отсутствие собственной позиции
  • умение/неумение строить доказательство
  • умение/неумение приводить аргументы, опираться на чей-либо авторитет

ТАСК анализ: где применить?

Знания, полученные в школе, – увы! – бесполезны, если им нет применения в жизни. Предвижу горькие ухмылки на лицах многих читателей (ибо нередко это так и есть), поэтому спешу предложить несколько вариантов, где ТАСК анализ будет весьма полезен.

  • Участие в дискуссиях и talk-show на определённую тему
  • Создание любых письменных работ, где требуется рассуждение, построение доказательства (сочинение, реферат, курсовая, дипломная работа)
  • Собеседование при приёме на работу
  • Интервью
  • Публичное выступление, доклад, презентация, спич
  • Подготовка к проповеди
  • Написание книги
  • Составление рецензии
  • Практические тренинги при обучении журналистов
  • Аудит текстов конкурентов
  • И многое другое

ТАСК анализ

Наверняка, у Вас есть свои идеи по внедрению этого замечательного приёма. Ведь смысл не в том, чтобы «следовать букве закона» и ни на шаг не отступать от предложенных вопросов. Если Вы задействуете 3-4 пункта из всего списка, но Ваше критическое мышление при этом активизируется – считайте, что Вы продуктивно поработали!

ТАСК анализ в копирайтинге: капля здоровой самокритики – то, что нужно!

Не откладывая дело в долгий ящик, я решила, что копирайтинг – это самая благодатная почва, на которой можно тренировать критическое мышление. Начинать лучше всего со своих текстов: такой подход позволит взглянуть на написанное глазами читателя, что для автора очень важно!

Предлагаю Вам импровизированный ТАСК анализ, который можно дополнить или видоизменить, главное – потянуть за ниточку, раскрутить самого себя на рассуждение.

  1. Определите тему текста (бизнес, психология, экономика, воспитание и т.д.).
  2. Сформулируйте основную мысль текста: актуальна ли основная мысль для читателей? Прошёл бы мой текст «тест на полезность»?
  3. Содержит ли этот текст непонятные, сложные, двояко воспринимаемые слова и выражения? Если “да, то подчеркните их и объясните.
  4. Содержит ли текст не проверенные, спорные, ошибочные данные и факты? Если “да”, то подчеркните их и доработайте.
  5. Достаточно ли в тексте информации, аргументов, фактов, статистических данных, иллюстраций, цитат, мнений по теме?
  6. Не перегружен ли текст информацией, фактами, статистическими данными, иллюстрациями, цитатами, мнениями по теме?
  7. Если бы читатель вступил со мной в диалог, каковы были бы его мысли, дополняющие мой текст? А контраргументы?
  8. Если бы мой текст попался мне на глаза, стала бы я его читать? Прочла бы до конца? Почему “да”? Почему “нет”?
  9. Какой комментарий я бы оставила, будь я читателем?
  10. Внесите все необходимые правки и проведите ТАСК анализ ещё раз.

ТАСК анализ

Заключение

А интересная всё-таки штука – ТАСК анализ! Здесь Вам и поиск, и рассуждение, и доказательство, и творчество – настоящий танец мыслей! «COGITO, ERGO SUM» – утверждал Рене Декарт, что означает: «МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ». А что ещё нужно человеку разумному? ))

Читайте наши статьи и пополняйте копилку идей для всестороннего развития как школьников, так и взрослых:

© Наталья Балышева

Хотите зарабатывать написанием текстов? В Школе Копирайтинга Вы можете освоить профессию копирайтера, SEO-копирайтера, контент-менеджера.

кнопка

Понравилась статья? Поделитесь ею!

2 комментариев для “ТАСК анализ «под микроскопом»: изучаем, применяем, модифицируем

    1. Ира, без преувеличения, в каждой моей статье есть часть твоего труда, вложенного в меня со всем твоим старанием, ответственностью и любовью. )))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.